Главная » 2010 » Ноябрь » 27 » Людмила Гурченко - до сумерек жизни еще далеко!
Людмила Гурченко - до сумерек жизни еще далеко!
15:10
Киев, 25 ноября. К 75-летию
Людмилы Гурченко Фонд социальных инициатив Кирилла Дмитриева организовал премьерный
показ фильма «Пестрые сумерки».
Великая
актриса выступила продюсером картины и сыграла одну из главных ролей. Премьера
состоялась 25 ноября в
кинотеатре «Украина» в Киеве.
«Людмила
Гурченко – великая советская актриса и творческая икона современности. Она
родилась на Украине, большую часть карьеры провела в России. Символично, что
юбилейная премьера ее фильма состоялась в Киеве. Это свидетельствует о том,
что культурные и общественные связи между Украиной и Россией крепки как и
прежде, - говорит основатель Фонда социальных инициатив и один из самых
активных инвесторов в украинскую экономику Кирилл Дмитриев.
Фильм повествует
о судьбе слепого от рождения музыканта, которому талант и людская доброта
помогают увидеть окружающий мир.
Приглашения
на премьеру получили талантливые дети, известные деятели искусства,
науки и спорта, бизнесмены и политики. Юбилейный вечер начялся с пресс-конференции, а
завершится светским приемом.
Накануне
юбилейного вечера в галерее «Худграф» Людмила Марковна провела мастер-класс для молодых украинских актеров.
Она поделилась секретами
работы над трудными ролями и опытом создания кинематографических и театральных
образов.
(Видео).
Фильм "Пестрые сумерки".
Музыкальная
мелодрама
Россия,
2010 г.
Режиссеры:
Дмитрий Коробкин, Людмила Гурченко
Идея
и музыка: Людмила Гурченко
Продюсер:
Сергей Сенин
В
ролях: Людмила Гурченко, Дмитрий Кубасов («Детям до 16…», «Груз
200»), Александр Ширвиндт, Владимир Ильин, Виктор
Раков
Фильм
о талантливых одиноких людях сложной судьбы, которых соединила музыка.
«Пестрые сумерки» - высказывание такой
откровенности, какой актриса еще себе не позволяла».
Валерий
Кичин, «Российская
газета»
«Пестрые сумерки» - это картина для людей с тонкой
организацией души, сердца и головы», - так охарактеризовала свой музыкальный
фильм Людмила Марковна Гурченко, которая не только сыграла в фильме главную
роль, но и выступила в качестве режиссера проекта.
Премьера ленты
состоялась на фестивале российского кино «Окно в Европу» в августе этого года.
Предыстория.
Мне очень приятно, что группа нашего
фильма встретилась с публикой, для которой эта картина сделана, и публика
приняла ее тепло.
Рассказ о фильме начну издалека.
Однажды… Когда я уже поставила на себе крест, думала, что я уже не буду
сниматься, мы оказались на чудном дне рождения Эльдара Рязанова. Чудном -
потому, что он всегда собирает всегда очень добрых людей, которые ему верны,
которые уважают его, его работу. И вот мы там расслабились и счастливо гуляли:
и пели, и танцевали, и я была в ударе. Но я не пью, не курю, потому удар был
естественный - человеческий, актерский, как хотите. На вечере был Михаил
Ефимович Швыдкой, еще в бытность его «министром кино». И он сказал: «Люся, Вам
надо сниматься!» Он так сказал это, что с меня слетела треть моего возраста и я
думаю: «Да. Я еще могу сниматься, как это было 20 лет назад или там
сколько-то!» И тут же сразу все угасло, и я подумала: «А в чем? Кого играть?».
Подумала: «А Смоктуновский сейчас кого играл бы? Никого». Но Швыдкой говорит:
«Пишите заявку, пока я еще на этом месте!» Так он стал «крестным отцом» нашего
фильма, и большое ему спасибо. Но прошло время, мы забыли про это предложение.
Звонок. Швыдкой: «Люся, вы работаете?» И мы сделали первую заявку. Не годится.
Вторая заявка – не годится. Даже не хочется говорить, о чем мы там писали, хотя
довольно интересные люди делали эти заявки, профессионалы. И вдруг я говорю
продюсеру Сергею Сенину: «Сережа, о чем
мы думаем? Олег Аккуратов! Мы же сходим
с ума от него. Нас познакомил Михаил
Окунь. Олег, этот слепой мальчик, – его ученик по джазу. И вот с третьим
сценаристом, Олегом Антоновым, мы начали крутить, вертеть, какая история может
получиться про этого юношу. Взяли все
пленки мальчика с детства, с 4-хлетнего возраста. В фильме есть фрагмент этих
записей - это он истинный, в 4 года импровизирует джаз. Это чудо! Пока шла
работа над сценарием, я параллельно работала с музыкой и с текстами.
Стихи и музыка.
Я подобрала стихи для песен,
нашла стихи молодых поэтов, из разных городов России, которые выпускают свои
маленькие книжечки и почему-то дарят их мне! (смеется). Говорят: «Людмила
Марковна, там есть так похожее на Вас, так близкое к Вам…» Я думаю: что же там
такое? И вот я начала листать, и вдруг нахожу такие строки: «Мой папа тогда бы
такой молодой, Я - маленький мальчик с большою бедой»… А кто у нас «маленький
мальчик с большою бедой»? Олег! И вот так тихо-тихо-тихо пошло, почти ни одно
стихотворение не попадало полностью, и потому мне приходилось разыскивать
авторов, дорабатывать тексты. Моя ария в конце фильма состоит из семи кусков
одного автора, из семи кусков другого. Вот таким образом, музыка и тексты были
готовы к началу фильма. Ни одной ноты в конце не было дописано, ни одной –
такого еще не бывало, то есть картина снималась на музыкальной сетке.
О режиссуре. Мы пригласили на картину режиссера, он
- музыкальный человек, но направления не кинематографического, а театрального.
И тут за неделю до съемок он исчез, а потом и вовсе отказался от проекта. Что
нам делать? Светит солнце, люди начинают получать зарплату, а картина стоит. И
тут появилась мысль предложить стать режиссером нашему оператору Диме
Коробкину. Он – профессиональный оператор, очень интересный, эффектный,
красивый человек, 35-летний, сильный. Он сказал «Пожалуйста!», и мы ему очень
благодарны. Но музыки-то он не знает, куда же денешься, когда все смотрят на
меня. И так, потихоньку, мы с Димой
Кубасовым втихаря отрепетировали сцены, он умный тонкий мальчик все понимал с полунамека. С Асей
Дубровской порепетировали - раз-два, она быстро соображает. С Шурой Ширвиндтом
мы родные люди, там ничего не надо было, все понятно. Ильин возмущался: «Я никогда,
никогда не пел!» Он играет отца героя, рокера, и ничего - он прекрасно запел.
Он очень интересный человек: «Я не буду работать в этом гриме!», я: «А что
делать?» - «Ну, тогда пусть сейчас дублер проедет…» И ему специально шьют
гримеры маленькую косичку из натуральных волос, а дублеру надели синтетическую.
И вдруг дублер проехался так красиво. «Я хочу этот!» И мы надевали ему и
натуральную косичку, и искусственную – три парика у него было, он надел темные
очки и был великолепен. И пошло, и
пошло, и пошло. И получилось так, что я осталась в режиссерах. Музыкальные
куски мною были расписаны по кадрам до малейшего звука, до поворота головы.
Отсняли. Дима Коробкин пошел снимать другую картину, и дай Бог ему! Я ему
благодарна.
В озвучании со всеми актерами - я, монтаж – Ольга
Гриншпун, я – рядом. Тут на меня начали давить, чтобы я в титрах тоже значилась
как режиссер. Таким образом я попала в титры.
Я не знаю, как это называется –
авторское – не авторское. Я приближалась к тому, что мне более всего знакомо, и
в чем не будет вранья.
Герой. Фильм об очень талантливых одиноких
людях, которые живут в красивом столичном городе. Фильм о том, что если человек
талантлив – он никогда не будет завистливым, наоборот, он расцветает при
встрече с другим талантом. Наша картина – это встреча с необыкновенным
талантом, молодым мальчиком, который родился слепым и которого Господь наградил
невероятной способностью к музыке.
Олег Аккуратов, слепой от рождения,
был учеником интерната. В 13 лет записал свою первую классическую пластинку в
Германии. Лауреат многих конкурсов. У него такой слух: когда играют фальшиво, у него такая мука на лице, он все
это слышит. Он и классику играет и джаз, причем, он - поющий джазовый музыкант.
Когда привезли его в консерваторию, профессор сказал: «Это Моцарт. Такие
рождаются раз в сто лет». Это было сказано, когда ему было двенадцать. Я перед
талантом с ума схожу.
До трех лет он жил у дедушки с
бабушкой, плакал, как все дети, но когда вдруг начинала звучать музыка, он
замолкал. А в три года подполз к пианино и роскошно, пальчиками маленькими в
точной гармонии сыграл марш Мендельсона. Это история реальная, в начале фильма
есть любительская съемка, как этот малыш в четырехлетнем возрасте импровизирует
джаз. Когда я узнала, что в у нас в стране есть такой феномен, поняла, что о нем
и надо снять фильм. Потому что талант – это радость, талант – это энергия,
талант – это фантазия. При встрече с талантом ты становишься прекраснее, ты
становишься моложе, красивее.
Мы его свозили в Америку, в колледж,
где учились Стиви Вандер, Рей Чарльз, и профессура американская джазовая (мы
знаем, это было при нас) брали у него автографы и звонили нам после этого еще
много дней: «Почему он уехал из Америки? Он будет миллионером через год!».
После каникул папа его уже не вернул. Олег живет в деревне под Ейском. Он уже
принадлежит папе, и права принадлежат папе, который существует на его
инвалидную пенсию, хотя он его не воспитывал. Его вырастили две женщины, одна –
директор интерната, другая – завуч. Они его спасли от смерти, его хотели
списать, убрать из жизни, потому что он не умел делать то, что было необходимо
уметь: вилку держать, еще что-то. Они его спасли. Они взяли педагога за свой
счет, чтобы научить его читать ноты. Папа понял, что мальчик сулит хорошие
доходы, понял спустя много лет, ни капли не вложив в развитие его таланта. У
папы другая жена… Она им сейчас занимается… Сейчас Олегу 20 лет. Он лишен
культурного общения, которое ему так необходимо! «Олеженька, а что тебе снится?»
- «Григ». Он в это время Грига готовил к конкурсу. Мы такие ненормальные люди,
мы ночами не спали, думали, может, его усыновить? Но как при родителях? Потому
что я перед талантом с ума схожу…Финал фильма отсюда и возник. Талант в этой
стране никому не нужен. Сейчас для него сколотили джаз-банду в деревне, он
сыграет концерт - за это крышу починят в колхозе. Вот судьба талантов в нашей
стране…
Талант. Когда мы с ним познакомились, он знал
абсолютно весь мой репертуар, и не только мой, казалось, он знал вообще все,
что ни назови – «от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей». Олег -
абсолютно необыкновенное существо, с космической памятью музыкальной и
текстовой. Утром даешь ему текст – вечером мы уже исполняем новую композицию.
Он прекрасно поет «американщину», он чувствует тот налет, тот акцент. Вообще,
он мгновенно схватывает любую интонацию.
Например, я ему говорю: «Тут нужна мужская интонация, Олег, когда «Алле,
алле, Вы говорите, не молчите…», и он тут же все делает.
Утро. Он с поезда, мы на ходу ему
давали текст романса, он тут же переводит в музыку. Я говорю: «Тут джаз, тут
мне не надо Скрябина!» Вечером мы записываем. Я говорю: «Олег, мне здесь нужно
три аккорда». Помните если вы в фильме, где она - это моя тема: «Жизнь моя…».
Мне нужны были два аккорда. Все
спрашивали: «Для чего тебе эти аккорды?» Я говорю: «Не ваше дело. Я сама не
знаю, я чувствую...».
«Олег, мне нужна легкая тема, где мы с
Шурой Ширвиндтом разговариваем. Ты как?».
Моментально, с ходу сочиняет. Если слепые Рей Чарлз и Стиви Уандер
играли, аккомпанируя себе аккордами, то
Олег играет соло и поет! Это редчайшая вещь. Можно слушать отдельно его голос и исполнение, он соединяет
несоединимое: чистый джаз и чистое пение, с синкопами, как полагается.
Так мы работали. Два раза мы были на
Мосфильме и в ДЗЗ. Во время съемок Олег приезжал всего два раза. С ним
приезжали две женщины – директор и завуч по музыкальной части, потому что
слепой человек – это особое…
Монтаж
Много теплых слов сказала Гурченко в
адрес режиссера монтажа, Ольги Гришпун, за плечами у которой около 30 фильмов,
снятых такими мастерами, как Георгий Данелия, Никита Михалков, Андрон Кончаловский, Егор Кончаловский, Павел
Чухрай, Кирилл Серебренников, Сергей Урсуляк и многие другие.
Людмила Гурченко: Ольга Гриншпун
- большой мастер «невидимого фронта», она несла колоссальную ответственность за
то, насколько в фильме все тщательно вычищено, подобрано: время, темперамент,
атмосфера. Она такая худенькая, скромненькая. А башка!..
Ольга Гриншпун: Я очень
давно работаю в кино, думала, что меня удивить уже невозможно. Но я была
удивлена. Я никогда еще не работала на музыкальных картинах, поэтому многому
пришлось учиться. Для меня это был огромный опыт, большое счастье - работать рядом с таким человеком, как Людмила
Марковна. Спасибо!
Актеры.
Дмитрий Кубасов
Людмила Гурченко: Дима Кубасов
пришел на первую запись и просто рыдал… Он так плакал, я подумала: «Так - человек, все в порядке, сыграем хорошо». Он
молодой артист, снялся в очень сложной роли,
Дмитрий Кубасов: Я хочу
начать с того, что я окончил театральный институт в 2006 году, и тогда я даже
представить себе не мог, что через два года мне посчастливится работать вместе с Людмилой Марковной
Гурченко. И вот проходит два года. Вдруг звонок: «Проект, прочитайте сценарий.
В главной роли Гурченко, а у Вас, Дмитрий, главная мужская роль». Понимаете мое
состояние? Мне звонят и говорят: «Нужно приехать в гости к Людмиле Марковне».
Меня трясло, казалось, это все не со мной происходит. Я приехал за полчаса,
купил цветы, ходил вокруг дома… Открывается дверь, и на пороге стоит Людмила
Гурченко. Представляете состояние молодого человека? Мы сели за стол, Сергей Михайлович налил
чайку, и мы стали читать сценарий. И тут в Людмиле Марковне я увидел человека одержимого, по-хорошему
одержимого какой-то идеей. Я увидел, что она хочет рассказать очень искреннюю и
очень настоящую историю. Это было понятно на энергетическом уровне. И через
час, когда я ушел, Сергей Михайлович позвонил и сказал, что меня утвердили, я
сразу понял, какая ответственность передо мной стоит. И, конечно, я
познакомился с Олегом… Я общался с его воспитательницей, как проходит его жизнь
в интернате.
Мы все были сконцентрированы на то,
чтобы эту работу сделать достойно, потому что мы понимали, что съемки такого
фильма - это событие которое происходит не каждые пять лет. У человека что-то
наболело внутри, и это видно, картина получилась очень искренней, настоящей.
Для меня это был уникальный опыт,
потому что Людмила Марковна – это единственная советская актриса, которая
сыграла у всех культовых режиссеров Советского Союза: у Рязанова, Михалкова, Германа, Меньшова. Работать в кадре с такой величайшей актрисой
- уникальный опыт. А какие мы получили мастер-классы в гримерной, костюмерной,
когда Людмила Марковна открывала нам такие
вещи, которые меня сделали во много раз сильнее. Я благодарен за это
судьбе!
Ася Дубровская
Людмила Гурченко: «Ася
Дубровская - эта молодая острохарактерная, интереснейшая артистка поразила,
нет, не мое воображение, а всю меня поразила. Режиссер мне говорил: «Должна
быть хорошенькая девочка». Я говорю: «Да ни в коем случае! Должна быть хорошая,
русская, милая, очаровательная, которая все понимает. Вот Ася и есть такое
существо. Она блестяще сыграла! Запела
хорошо.
Ася Дубровская: Чем вспоминается работа над фильмом? Да настроением хорошим. Работать с
Людмилой Марковной – это счастье. А как иначе сказать? Кто еще, как Людмила
Марковна, подойдет и скажет: «Сейчас вот на среднем плане не надо так
щуриться…»?! Мне посчастливилось, я узнала некоторые ее актерские секреты,
буду, надеюсь, этим пользоваться, а
может быть, кому-то передам: «На общем -
не щурьтесь». Такая работа -
счастье!